Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Каждый за себя, а Бог против всех / Jeder für sich und Gott gegen alle / The Enigma of Kaspar Hauser (1974)

 

Название: Каждый за себя, а Бог против всех
Оригинальное название: Jeder für sich und Gott gegen alle / The Enigma of Kaspar Hauser
Год выхода: 1974
Жанр: драма, исторический
Режиссер: Вернер Херцог
В ролях: Бруно С., Вальтер Ладенгаст, Бригитте Мира, Вилли Земмельрогге, Михаэль Крёхер, Ганс Музёус, Маркус Уэллер, Глория Доэр, Фолькер Прехтель, Херберт Ахтернбуш

О фильме:
До 1828 года в городе N Каспар Хаузер, двадцати лет, жил в пещере, прикованный к полу цепями. Со времени своего рождения он ни с кем не общался, не умел ни говорить, ни читать, ни писать, а видел только одного человека, который время от времени приносил ему еду. В один прекрасный день этот человек вытащил его на своей спине наружу, научил ходить, а потом оставил посреди города с запиской...
"Каждый за себя, а Бог против всех"- философская притча Херцога на тему человека, непохожего на других, не укладывающегося в привычные обывательские рамки.


2 Федеральных премии I степени — за работу художника (Хеннинг фон Гирке — Henning von Gierke) и монтаж (Беате Майнка-Йеллингхаус / Beate Mainka-Jellinghaus — также за участие в создании фильма «В опасности и большой нужде компромисс приводит к смерти» / In Gefähr und größter Not bringt der Mittelweg den Tod), Федеральная премия II степени за фильм.

Каннский кинофестиваль, 1975 год
Победитель (3):
Большой приз жюри
Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа)
Приз экуменического (христианского) жюри
Номинации: Золотая пальмовая ветвь


Страна: Германия (ФРГ)
Студия: Filmverlag der Autoren, Werner Herzog Filmproduktion, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF)
Продолжительность: 01:45:06
Перевод: Профессиональный (многоголосый закадровый)

 

Из книги "3500 кинорецензий" Сергея Кудрявцева
9/10
Философская историческая притча
Этот фильм — словно перевёрнутый вариант картины «Агирре, гнев Божий»: на сей раз некий «дикарь» попадает во вроде бы цивилизованное общество. Но обоих героев немецкого режиссёра Вернера Херцога роднит трагическое одиночество — они заброшены в совершенно чуждый им мир. Каспар Хаузер — это подлинная «загадка XIX века» (в некоторых странах лента шла под названием «Загадка Каспара Хаузера»), будто и не человек, а дикое животное существо с нечленораздельной речью.
Неизвестно откуда взявшись и непонятно как оказавшись на городской площади в Нюрнберге в воскресенье, 26 мая 1828 года, этот парень неопределённого возраста не только ничего не помнил о своём происхождении и прошлой жизни, но и вообще не был приспособлен к существованию среди людей. Можно сказать, что он являлся «выросшим Маугли» (пусть Киплинг сочинил собственную историю гораздо позже) или ставшим уже взрослым Виктором из Авейрона, который, кстати, оказался в 1970 году объектом внимания Франсуа Трюффо в фильме «Дикий ребёнок».

Существовали различные, порой взаимоисключающие версии о появлении Каспара Хаузера (забавно, что в одной из рецензий на «Каждый за себя, а Бог против всех» его сравнили даже с… заглавным героем «Е. Т., Инопланетянина» Стивена Спилберга). Однако Херцога, в отличие от немалого числа толкователей, не очень-то интересует вопрос: кем раньше мог быть этот странный субъект?
Правда, режиссёр придумал не менее таинственный пролог о бедном старике, который пытался воспитать найдёныша вдали от людей, в замкнутой каморке, обращался с ним жестоко — как со зверем, заключённым в клетку. А уже в финале (что произошло в реальности 17 декабря 1833 года) старик зверски убил своего бывшего узника, к тому времени сумевшего изумить всех интеллектуалов неожиданными успехами в образовании и культуре.

Бог дал — Бог взял. Так можно было бы трактовать несчастную судьбу Каспара Хаузера, испытавшего на себе два метода воспитания. Но и зло, и так называемое добро местных дворян и учёных, которые с энтузиазмом взялись за превращение «дикаря» в цивилизованного человека почти ничем, по мысли постановщика, не различаются меж собой. Для аристократов загадка «сына принца» или «брата Наполеона» — очередное развлечение, дешёвая сенсация, курьёзный случай. Для глубокомысленных «отцов науки» Каспар — лишь объект изучения, подопытная мышь в разных экспериментах. А он сам находит общий язык и взаимопонимание только с детьми, которые ещё не успели избавиться от естественности и непосредственности восприятия действительности.

Вспоминая же первый кадр ленты Вернера Херцога, где утренний слабый туман окутывает умиротворённый пейзаж Южной Германии, можно сказать, что Хаузер явился из самой природы, был вычленен из неё, предстал как типичный «естественный человек» Руссо. А попав в цивилизованный мир, он неминуемо должен был погибнуть, утратив связь с живительными корнями стихийного бытия, лишился личного ощущения свободы, вынужденно подчинившись правилам приличия, нормам поведения и законам общества. Но всё дело в том, что «дикарь», в трактовке Херцога, даже не противится культуре и цивилизации, он по-настоящему хочет всё узнать и всему научиться. Изначальный талант позволяет Касперу стать равным среди людей, более того — поразить их своими способностями. Он — сам за себя. Но это — лишь первая часть соломоновой формулы.

Поскольку Бог — не за всех, а против всех. И загадочная судьба Каспара Хаузера, на самом-то деле, метафорически характеризует жизнь тех людей, с которыми он общался. «Естественный человек» погибает не в обществе вообще, а в данном государстве, в котором, несмотря на расцвет наук и искусств (Гегель, Гёте и немецкие романтики), действует принцип «каждый за себя, а Бог против всех». Режиссёр высмеивает радость доморощенных филистеров, которые, наконец-то, увидели разгадку феномена непохожего на других человека, когда по результатам вскрытия его мозга выяснилось, что у Каспара было сильнее развито полушарие, отвечающее за интуитивное мышление.

Поэтому гораздо важнее для понимания картины Вернера Херцога (между прочим, он поставил её на 33-м году жизни) однажды рассказанный Хаузером сон-притча о слепом, который смог, тем не менее, вывести потерявшийся караван из пустыни. Мир, живущий только по законам разума и целесообразности, лишённый интуитивной сути и человеческого прозрения, ложен и ущербен. «Каждый за себя, как Бог за всех» — наверно, так следовало бы интерпретировать тот третий путь, по которому должно, по мысли Херцога, развиваться человечество.
1982

Знаете ли вы, что…

  • На американские экраны фильм вышел под названием «Загадка Каспара Хаузера» (англ. The Enigma of Kaspar Hauser).
  • Фильм снимался в небольшом баварском городе Динкельсбюль.
  • Херцог намеревался посвятить фильм Лотте Эйзнер, маститой исследовательнице немецкого экспрессионизма, которая в то время жила в Париже. Узнав о её тяжёлой болезни, режиссёр после завершения съёмок преодолел пешком 400 миль от Мюнхена до Парижа, с картой и компасом в руках, «ночуя под мостами», чтобы своей жертвой «выкупить» её жизнь.
  • Главную роль в фильме Херцог предложил Бруно С. — непрофессиональному актёру, который десять лет провёл в приюте для умственно отсталых, хотя таковым не являлся: «Он выглядит как шизофреник и ведёт себя как шизофреник, потому что к нему так ужасно относились. Он просто не знает, как себя вести», — полагал режиссёр. Его не остановило то, что Бруно был более чем вдвое старше исторического Каспара: «Какое значение имеет возраст Бруно? Даже если бы ему было 65, я бы взял его на эту роль». Херцог оплатил трёхмесячную работу Бруно над фильмом, для чего заставил его открыть банковский счёт. После выхода фильма он заявил, что актёр заслуживает «Оскара» и то, что награды получает «кто-нибудь типа Джона Уэйна» — это просто позор.
  • Немецкие критики упрекали режиссёра в том, что он взял на главную роль человека, не вполне адекватно воспринимающего мир, что он «использовал» его физическую ущербность.
  • По мнению режиссёра, Бруно С. «прекрасно осознавал, что фильм не только о том, как общество убило Каспара Хаузера, но и о том, как общество уничтожило его, Бруно». Он даже подумывал о том, чтобы назвать фильм «История Бруно Хаузера».

  

 

Загадочная история Каспера Хаузера

Можем ли мы по-новому, с чистого листа взглянуть на порядки и правила привычного для нас общества? Замечательный немецкий режиссер Вернер Херцог дает нам такую возможность глазами Каспера Хаузера. Реальная история человека, выросшего в полной изоляции, практически не умеющего ходить и говорить, и впервые появившегося в обществе на рыночной площади Нюрнберга в 1828 году, по всей видимости, была связана с борьбой за наследство одного из мелких немецких государств, в фильме эта тайна также не раскрыта, но собственно, она и не является главной.
Херцог, как и десятью годами позже Стеллинг в «Иллюзионисте», показывает нам ненормальность и ограниченность окружающего мира, который предстает через восприятие человека, в свою очередь оцененного этим миром как неполноценным. Каспер Хаузер, постигая новый для него мир, непосредственен и лишен всего того наносного, что отдаляет людей от понимания естественной природы вещей. Не случайно, что лишь с детьми с их незамутненным разумом и животными Каспер действительно находит общий язык. И даже к Богу он куда ближе, чем служители церкви с их показной набожностью, Касперу не нужна фальшивая, не объединяющая людей вера и ложные внешние образы.
Он хочет постичь все на свете естественным путем, как только самостоятельно доберется до сути вещей. Это у него получается, и поэтому даже профессор логики оказывается посрамлен. Однако, люди, встречаясь с «потешным» субъектом, не воспринимают всерьез даже его пророческие рассказы на библейскую тему, и рассматривают Каспера лишь как «чудо природы», подлежащее насмешкам со стороны черни, и осторожному изучению со стороны ученых. Для них главное – всеми силами объяснить его феномен с точки зрения своего ограниченного мировоззрения, поэтому они скрупулезно, с немецкой методичностью ведут «историю болезни». Но, так же как аист проглатывает лягушку, общество поглощает невинного Каспера.
И как же они искренне рады финальному вскрытию – оказывается, он все-таки не совсем нормален! Название фильма интерпретируется следующим образом. В первой половине XIX века Германия была самым раздробленным государством Европы, с большими пережитками средневековья в виде остатков цехового устройства и сословных привилегий, в таком обществе каждый человек попадал в строго иерархическую систему, в которой знал свою узкую роль и преследовал собственные цели.
Отсутствие единства и национального самосознания тормозило развитие страны, и способствовало ограниченности мышления отдельных индивидуумов, поэтому и «Бог против всех», пока каждый сам за себя. Фильм визуально замечателен, передавая немецкий быт первой половины XIX века. Обрывочность монтажа и почти сюрреалистические вставки – мечты Каспера Хаузера – используются для того, чтобы подчеркнуть обрывочность человеческого восприятия, а необычно снятые картины природы и города показаны, будто глазами большого ребенка, только что взглянувшего на этот мир. Впечатление усиливается участием непрофессионального актера Бруно в главной роли, который добавляет наивности и прямоты герою Каспера Хаузера. 8,5 из 10

Ошибка сценаристов

Очень странно для меня, что этот фильм имеет только положительные отзывы и именно этот факт и заставил меня написать рецензию. Фильм совершенно неинтересен! Это тот случай, когда какая-то статья в википедии вызывает намного больший интерес, чем просмотр фильма. Прискорбно, но факт. Жизнь Каспара Хаузера окутана тайной, секрет его происхождения вызывал настолько большой интерес, что за почти 200 лет накопилось уйма версий на тему.
И лишь недавно путем исследований ДНК была доказана его принадлежность к королевской семье. Интригующая история, не правда ли? Достаточно просто ее хорошо выразить на экране, многого не требуется. Но на экране вместо 16-летнего юноши появляется какой-то дяденька, который вместо удивления, страха и при этом интереса ко всему происходящему демонстрирует лицо кирпичом. Происходящее с ним кажется глупой выдумкой сценаристов, потому как логики нет ни в чьих движениях, никакого объяснения происходящему. Вот например, почему вдруг содержащий Каспара человек его отпускает? После 16-то лет заточения? В общем, никакой цельной истории - никакого интереса. А всего-навсего надо было перенести реально существующую загадку истории на экран

  

 

стр 1  стр 2  стр 3   

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz